Стиль Барокко

Стиль Барокко Стиль барокко (с итальянского: barocco — «причудливый», «странный») зародился в начале XVII века в городах Италии (Рим, Флоренция, Венеция, Мантуя) и имел огромную популярность в Европе на протяжении XVII—XVIII столетий. Этот период представлял собой начало «Западной цивилизации», центром которой на тот момент был Париж.

В архитектуре богатых загородных резиденций и городских дворцов появляются вогнутые и выпуклые парадные фасады с пилястрами, витыми колоннами и изобильной лепниной. За многообразием скульптурных декораций теряются конструкции здания. Атланты, кариатиды, маскароны, амуры, родовые гербы, растительные узоры переполняли не только внешние части зданий, но и украшали внутренние интерьеры залов. Скульптурные произведения чаще всего представляли собой не отдельно расположенные фигуры, а целые большие группы, исполненные в крайне непростых ракурсах, где сложно даже вычленить отдельный персонаж.

Для дворцов стал в моде П-образный вид — главное здание в центре и два выступа (ризалиты) по бокам. Перед фасадом дворца обустраивали почётный двор, а позади дворца — великолепные парки. Территорию дворца от улицы ограждали бронзовыми решётками с позолотой, которые сами по себе являлись произведениями искусства. Железные мосты через рвы поменяли на каменные с вазонами огромных размеров и статуями. На кровлях центральных зданий появляются мансарды (изобретение архитектора Мансара), которые придали дворцам больше живописности и выразительности.

Интерьер барокко всегда показывал престиж и богатство владельца. В холле вестибюля — высокий куполообразный потолок с гипсовой лепниной, изобильно расписанный яркими живописными арабесками. Внизу широкая мраморная лестница с изящными перилами, ведущая в парадные залы на втором этаже. Напротив лестницы — балкон для оркестра, чтобы встречать гостей. Между залами на втором этаже — узкие галереи с колоннами, пилястрами, зеркалами и выставленными богатыми коллекциями произведений искусства – дорогими вазами, скульптурами, картинами в изящных рамах. Окна таких галерей выходили в парк, а зеркала располагались на противоположной стене, что создавало эффект пространства, соединяло архитектуру с природой и усиливало ощущения прекрасного от дорогих предметов.

Для барокко всегда присуща показная роскошь, но от классического стиля он сберёг такую важную черту, как симметрия. Настенная роспись в барокко получила необычайное распространение. В отделке интерьеров применяется много цвета и крупных, богато украшенных элементов: потолок с фресками, мраморные стены и камины, другие мраморные детали и позолоченные украшения. Округлые и криволинейные формы придают декору динамичность и художественность. Широко используются цветовые контрасты — например, мраморный пол, составленный плитками разного цвета в шахматном порядке. Пространственные иллюзии — ещё одна важная черта в интерьерах барокко. На потолках, стенах, экранах, зеркалах – росписи на темы жизни небожителей. На стенах — гобелены с изображениями пейзажей. Торжественность интерьера подчёркивается обилием ковров, плотных тканей, дорогих сверкающих люстр и светильников, позолоченной лепнины с преобладанием тематики изображений листьев и плодов, маскаронов и картушей.

Богатство и великолепие интерьеру в стиле барокко добавляет роскошная мебель, которая, начиная с XVII века, становится все более разнообразной и изощрённо оформленной. Предметы обстановки этого стиля сложные по форме, внушительны по размерам, с обилием резьбы, металлических накладок из благородных металлов и бронзы, а также мозаики из дорогих пород дерева. Были широко распространены гигантские шкафы, огромные кровати со струящимися вниз покрывалами. Большие зеркала оформлялись скульптурой и лепниной с растительным орнаментом. Диваны, стулья, кресла выглядят величественно, их спинки и подлокотники имеют изогнутые очертания. Популярны комоды с большим количеством ящичков, бюро, книжные шкафы, шкафы-кабинеты. В эту эпоху появляются шезлонги (удлиненное кресло с откидной спинкой) и канапе (кушетки на восьми или шести ножках).

Огромное значение в барокко отведено тканям. Декор, выполненный из материи, призван был сверкать особой пышностью. На кроватях в спальнях — богатые атласные покрывала с бахрамой, затканные серебряными или золотыми нитями шёлка. Вошедшая в моду мягкая мебель оббивается бархатом, гобеленом, штофом, тиснёной кожей. Стены дома, как и ранее, завешивали дорогими шпалерами (ткаными безворсовыми коврами). Особую роскошь придавала интерьеру изобильная отделка стен, окон и дверей глазетом (парчой), шёлком и бархатом. Спальни и будуары занавешивались плотными шторами со сложным тканым рисунком.

Дорогая хрустальная люстра – обязательная элемент каждого парадного зала того времени. Дополнительно для освещения использовались жирандоли и канделябры, подсвечники и шандалы, которые в эпоху барокко превратились в самостоятельные элементы декора и своей художественностью и великолепием ещё более подчёркивали богатство и роскошь интерьера.

На протяжении всего своего развития барокко существовал параллельно с классицизмом, а в XVIII веке - с рококо. Дух барокко – это эмоции и чувства доминирующие над дремлющим разумом. Из-за своей «дворцовости» и перегруженности в наше время барокко почти не используется как стиль для оформления жилых помещений. Однако, очень часто, применяются его отдельные элементы и приёмы для создания атмосферы барокко и подчёркивания изобилия и роскоши.

  Магазин: