Стиль Рококо

Стиль Рококо Рококо (от французского rocaille — декоративные камни и раковины) — стиль в архитектуре и, в большей степени, в дизайне интерьеров, возникший во Франции в начале XVIII столетия как развитие и видоизменение стиля барокко. Для Рококо свойственны изысканность и аристократизм, насыщенность интерьеров декоративными деталями, динамика композиций, великолепные волнообразные растительные орнаменты, реалистично исполненные побеги и цветы, раковины с асимметричными формами, многообразие завитков. Огромное внимание уделяется мифологическим сюжетам, сценам эротического характера, личностному удобству. Встречаются сюжетные орнаменты — «времена года» и «элементы стихии». Характерные цвета — золотой, кремовый, слоновая кость, белый, а также пастельные оттенки розового, желтого, голубого и зеленого.

Стиль рококо оставался в моде в ряде европейских стран до середины XVIII века, а в некоторых районах Франции — до конца 1780-х, после чего сменился классицизмом (неоклассицизм). В Англии и Северной Америке этот стиль не прижился. Однако, в XIX веке Рококо повторно входит в моду, причем, даже в России и Соединенных Штатах.

«Изящный» — основное слово, характеризующее дух этого стиля, где изысканно тонкое понимание красоты ставится главнее многих иных человеческих достоинств. Именно здесь наблюдается некоторая поверхностность и театрализованность, уход в мир фантазий и мифических сцен с непременным налётом эротизма, чувственности, наслаждений и любви.

Увлечение китайщиной (шинуазри) — характерная черта того времени. Появляются элементы китайского декора, как-будто специально придуманные для Рококо — лаковые панно, изысканная лакированная мебель, передвижные ширмы, гобелены с китайским сюжетами, китайский фарфор, деревья с тонкими стволами, утончённые орхидеи.

Архитектура рококо воплощена в основном в частных городских особняках и загородных дворцах французской аристократии и стремится к легкости, приветливости, игривости. Ей чужды целесообразность форм и строгая симметрия. Комнаты особняков часто располагались ассиметрично и имели криволинейные очертания с закруглёнными углами. В центре строения обычно находился парадный салон. Размеры комнат становятся намного меньше, а потолки существенно ниже, что привносило больше интимности. В то же время, окна были большими — почти от самого пола. Стены делились на отдельные панно в два ряда по вертикали. На стенах — резные панели с позолоченными орнаментами, живописью и множеством зеркал создавали иллюзию пространства и придавали ему неопределённость. Колонны — то длиннее, то короче, то скручиваются или игриво искажаются в размерах, подчёркивая некую фривольность и легкомысленность.

Интерьер эпохи рококо создавался как часть целого ансамбля, в котором в одном стиле объединились внутренняя и внешняя архитектура зданий и комнат, декор стен и потолков, мебель, посуда и т.д. Убранство будуаров и салонов всегда было слегка перенасыщено предметами, однако, при этом, все предметы изготавливались с пристальным вниманием к жизненным мелочам и комфорту.

Центр интерьера - невысокий камин, накрытый цветной или белой мраморной плитой с роскошными накладками из бронзы. Над камином — большое зеркало в позолоченной раме. Комната в стиле рококо должна напоминать ларец с ценностями. Шкатулки, фарфоровые статуэтки и вазы расставлены группами везде: на камине, комоде, столиках, секретере. Материалы — фарфор, стекло, майолика, камень, кость. Обработка — роспись, лак, серебро, золото. Широко использовались изделия из бронзы с золочением: канделябры, люстры, настольные и настенные часы, накладки для мебели. Отделку полов составляли каменная мозаика и паркет, которые всегда были в гармонии с остальной причудливой обстановкой комнат. Основу мебельных гарнитуров составляли мягкие стулья, кресла, диваны канапе и кушетки, а также секретеры и комоды с волновым фасадом, экраны для камина и ширмы. Для спальни — романтичная кровать с балдахином. Для будуара — кокетливый туалетный столик. Светильники в виде гипсовых раковин, цветов и чаш также призваны были усиливать романтичную и уютную ауру помещения.

Внутренняя отделка помещений дополнялась тканями, шпалерой, вышивками. В гобеленах использовались бархат, кружево, узорные ткани с золотыми и серебряными нитями. Шторы — из двух или трёх слоёв из парчи, шелка или жакарда с использованием подхватов и ламбрекенов. Наиболее популярные цветовые сочетания для Рококо — белое с пастельными тонами голубого, зелёного или розового и обязательно золото.

Мебель этого периода в основном небольшая по размерам и очень удобная. Она стала также располагаться группками (например — диван, стол и несколько стульев), что создавало «центры тяготения» для собравшихся людей. Для мебельных форм характерно отсутствие прямых линий, отказ от симметрии и автономности деталей конструкций. Создавалось впечатление, что мебель отлита из однородной массы. Резьбу по дереву заменили бронзовыми накладки, обработкой деталей цветными лаками и накладками с золочёной резьбой. К спинкам и подлокотникам крепят подушки, с вышитыми шелком пасторальными эпизодами, орнаментом и растительными мотивами.

Секретер — модный элемент мебельного гарнитура того времени. Он практически выполнял функции письменного стола, комода и кабинета. Разнообразные потайные ящички в секретерах пришлись очень кстати для хранения мемуаров, любовной переписки и других документов. Именно секретеры, а также комоды с двумя ящиками — наиболее популярный вид корпусной мебели в ту эпоху.

В мебели для сидения учитываются и особенности пышной женской одежды — появляется бертер (глубокое кресло). Однако наиболее распространенным предметами гарнитуров того времени были столы и столики, разновидностей которых существовало огромное множество: рукодельные, туалетные, столы-серванты, столы-консоли, пристенные, ломберные, столы-бобики и пр.

  Магазин: